ОПРОСНИК УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

 

                                                 ОПРОСНИК

                 УРОВНЯ  СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

 

Одной из важнейших психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующие влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кризисных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни и терапевтическим мероприятиям и т.д.

Впервые подобные методы были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая шкала локуса контроля Дж.Роттера (J.B.Rotter) [30], широко применяемая в американской психологии и в настоящее время. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны для полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу, или локусу контроля.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени  касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого достаточно получение одной цифры - одномерной, линейной характеристики, отражающей его позицию на континууме экстернальности-интернальности.

Многочисленные экспериментальные работы*, появившиеся после создания шкалы Роттера, установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с интернальностью-экстернальностью. Одни из первых работ были посвящены исследованию связи локуса контроля с реакциями на внешний социальный контроль. Оказалось, что конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других [17], сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют [33], реагируют сильнее, чем экстерналы,  на утрату личной свободы [13]. Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерна обратная ситуация [23].

____________________

* Уже в 1978 г. обзоры [28,36] насчитывали не менее 1000 работ по локусу контроля.

 

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информации и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. Так, заключенные с интернальным локусом контроля лучше знают тюремные правила [31]. В другом исследовании было обнаружено, что больные туберкулезом с интернальным локусом больше знают о своей болезни и больше интересуются методами лечения [32]. В одной и той же ситуации (описание несчастного случая) интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. В целом ряде других работ [36] также было показано, что интерналы чаще прибегают к диспозиционным атрибуциям и в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны [27], более благожелательны, более уверены в себе [19], проявляют большую терпимость. У интерналов  обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии [32], больше заботятся о своем здровье [14], чаще обращаются за профилактической помощью [18].

Многочисленные исследования указывают на связь экстернального локуса контроля с психопатологией. Экстернальность коррелирует с тревожностью [12,35]. Ряд авторов сообщают о связи экстернальности с психическими заболеваниями, часто с шизофренией [16,24], с депрессией  [11]. Среди госпитализированных пациентов экстернальность коррелирует с тяжестью симптоматики [34]. Экстернальность оказалась связанной с  суицидными тенденциями, измеряемыми при помощи специальных шкал [37].

В ряде работ особенности локуса контроля связываются с реакциями на психотерапию. Так, интерналы предпочитают недирективные методы психотерапии, тогда как экстерналы субъективно остаются более удовлетворенными директивными, поведенческими методами (например, систематической десенсибилизацией) [10].

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности. На наш взгляд, эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение [1,4].

Вместе с тем второе из положений, на которых основывается американская традиция исследования локуса контроля, представляется нам малоприемлемым. Речь идет о понимании его как универсальной, инвариантной к любым типам социальных ситуаций характеристики личности.

Исследования [26] показывают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. В психодиагностическом плане это означает, что исследование личности должно строиться как описание взаимодействия личности с этими ситуациями, которые реализуются в особенностях их отражения и ситуативно-изменчивого поведения. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную трансситуативную характеристику,  а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности. Это подтверждается результатами многих факторных анализов шкалы Роттера, которые выделяют в ней не один, а два-пять факторов [15, 25], что само по себе ставит под сомнение практику суммирования всех ответов по шкале в единый показатель экстернальности-интернальности.

В нашей работе с русским вариантом шкалы Роттера выявились и иные ее недостатки. Ряд пунктов в русском переводе не дал достаточного разброса. Определенные трудности у наших испытуемых вызвал формат шкалы, требующий в каждом пункте выбора из двух альтернативных суждений. Кроме того, стала очевидной недостаточная репрезентативность шкалы локуса контроля в отношении реальных жизненных ситуаций. Содержание большинства ее пунктов связано с позитивными достижениями в деловой сфере - производственными успехами, продвижениями по службе и т.д. Мы полагаем, однако, что проблематика локуса контроля относится к процессам не только достижения успеха, но и избегания неудачи, причем охватывает не только производственные, но и разнообразные межличностные, в частности семейные, отношения.

Все это вызвало необходимость разработки нового опросника, измеряющего индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Источниками пунктов опросника уровня субъективного контроля (УСК) являлись*:

1. Альтернативные суждения шкалы Роттера, отобранные из нее на основе пилотажного исследования в психотерапевтических группах по следующим критериям: а) достаточный разброс в выборах альтернатив; б) значительное увеличение частоты выбора интернальных вариантов ответов в результате групповой психотерапии.

2. Пункты ряда других опросников, измеряющих интернальность-экстернальность [20,36].

3. Примерно половина пунктов была сформулирована нами. В наибольшей степени это относится к вопросам, входящим в шкалы интернальности в семейных, межличностных отношениях, в отношении к неудачам, к болезни.

Всего опросник состоит из 44 пунктов.

 

_________________

* Мы полагаем, что понятие локуса конроля является не более чем удачной метафорой. Понятие уровня субъективного контроля, которое мы вводим в качестве названия предлагаемого метода, представляется более близким к психологической реальности.

 

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности - половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК,  а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку - равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций - равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-бальной шкале  “-3, -2, -1, +1, +2, +3”,  в которой ответ “+3” означает “полностью согласен”, “-3” - “совершенно не согласен” с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале “согласен - не согласен”.

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых-студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц - стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности [9] таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.

1. Шкала общей интернальности Ио.Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач Ин. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип. Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т.д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни Из. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Как показали проведенные исследования, все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному.

                                1  р<0,05;  2  р<0,01;  3  р<0,01.

 

Как видно, все показатели опросника УСК достаточно сильно коррелируют с суммарным показателем субъективного контроля. Вместе с тем показатели интернальности-экстернальности на позитивные и негативные события умеренно коррелируют между собой. Это значит, что существенную роль в реализации установок контроля играет эмоциональный знак ситуации деятельности. При этом, по нашим данным, возможны не только сочетания интернальности на успех с интернальностью на неудачу, но и, к примеру, сочетание интернальности на успех с экстернальностью на неудачу или экстернальности на успех с интернальностью на неудачу (например, люди, считающие себя виновниками всех своих неудач, могут верить, что успеха они добьются только при помощи других людей или счастливого стечения обстоятельств).

Невысокие, а в половине случаев незначимые корреляции связывают показатели ситуативных установок интернальности-экстернальности. Особенно низкие корреляции связывают УСК профессиональной деятельности и достижений и УСК в семейных отношениях. Следовательно, генерализованные, инвариантные к ситуациям компоненты УСК не могут объяснить всей динамики интернальности-экстернальности в реальном поведении, развертывающемся в конкретных социальных ситуациях. В разных ситуациях и ролях деятельность людей может регулироваться разными установками контроля. Это подтверждает понимание УСК как иерархической системы установок, в которой играют свою роль и генерализованные, инвариантные к ситуациям фиксированные установки, и установки ситуативно-специфические, дифференцированные по эмоциональному знаку ситуации (положительная-отрицательная) и ее социальному характеру (деловые-межличностные отношения).

Как известно, основными характеристиками психодиагностических опросников являются надежность и валидность [6].

Надежностьопросника характеризуется двумя показателями: стабильностью во времени результатов опросника, проведенного на той же выборке, и внутренней согласованностью пунктов, входящих в одни и те же шкалы (табл.).

                                                                                                           Таблица        

                           Характеристики надежности опросника УСК

Показатели

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Стабильность

0 ,72

0 ,63

0 ,42

0 ,64

0,74

0,70

0,61

Внутренняя согласованность

0,80

0,66

0,66

0,57

0,72

0,91

0,53

 

Стабильность исследовалась на выборке из 27 испытуемых с интервалом между тестированиями 1,5 месяца. Внутренняя согласованность вычислялась на выборке в 84 человека по формуле Спирмена-Брауна [21]. Значительное большинство шкал обладает приемлемыми характеристиками надежности (для сравнения отметим, что стабильность шкалы Роттера оценивается им в пределах 0,49-0,83 в зависимости от интервала тестирования, а ее внутренняя согласованность - от 0,65 до 0,79 в разных выборках [30]).

Характеристика конвергентной валидности была получена в результате вычисления корреляций шкал опросника с русским вариантом шкалы Роттера. Между шкалой Роттера и шкалой Ио опросника УСК существует весьма высокая связь: r=0,70. По-видимому, шкала локуса контроля Роттера и Ио опросника УСК действительно измеряют одну и ту же характеристику личности. Среди других шкал УСК относительно высокие корреляции связывают шкалу локуса контроля Роттера со шкалами Ид и Ип. С другой стороны, такие характеристики, как Ис, Из и др., слабо или незначимо связаны со шкалой Роттера (см.табл.3). Это подтверждают результаты содержательного анализа опросника Роттера, согласно которому в последнем представлены лучше всего именно область достижений в производственной сфере и недостаточно - другие важные области функционирования личности.

Конструктивная валидность шкал демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кеттелла и разработанного нами метода исследования самооценок - личностного дифференциала (ЛД).

Как и предполагалось, человек с низким субъективным контролем, т.е. считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств, эмоционально неустойчив (фактор С-), склонен к ненормативному поведению (фактор G-), малообщителен  (Q2+), у него плохой самоконтроль (фактор Q3-), высокая напряженность (фактор Q4+). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает, напротив, эмоциональной стабильностью (фактор С+), упорством, решительностью (фактор G+), общительностью (фактор Q2-), хорошим самоконтролем (фактор Q3+), сдержанностью (фактор Q4-).  Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.

В целом факторы Кеттелла, связанные с высоким значением шкал, можно охарактеризовать как показатели самоконтроля и социальной зрелости личности; полюса факторов, связанные с низкими значениями субъективного контроля, описывают тревожную, незрелую, неустойчивую личность. Этот закономерный результат можно интерпретировать как свидетельство валидности опросника УСК. Вместе с тем он достаточно полно раскрывает психологическое значение общего уровня субъективного контроля.

Анализ связей факторов Кеттелла с отдельными шкалами дает более дифференцированную картину. Так, субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой эго (С+), самоконтроля (Q3+), социальной экстраверсией (А+, Q2-), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (М-), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

По-видимому, в ряде случаев склонность объяснять собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность. В целом, однако, зрелый, уверенный в себе, эмоционально стабильный человек, по нашим данным, способен объяснять собственными действиями не только свои успехи, но и неудачи. Тревожность же выражается как в неверии в свои силы, в ощущении невозможности добиться желаемого и в надежде на то, что цели окажутся достигнуты сами собой или при помощи внешних обстоятельств (экстернальность на успех), так и в неспособности признать неудачи результатом собственных ошибок и в стремлении обвинить в них окружающих, невезение, объективные обстоятельства и т.д. (экстернальность на неудачу).

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало следующее. Люди  с низким общим уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми (все связи значимы при р<0,05). Из этих данных и матрицы интеркорреляций факторов личностного дифференциала и шкал опросника УСК ясно, что Ио сильнее всего связано с фактором силы и во вторую очередь - оценки. С фактором активности, соответствующим по своему личностному значению экстраверсии, уровень субъективного контроля не связан.

Все это подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с его самоуважением, с социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Применение  опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. К примеру, наши данные по исследованию больных неврозами свидетельствуют о характерных для них низких показателях субъективного контроля и о повышении его в процессе психотерапевтического воздействия [2]. Поэтому опросник УСК представляется перспективным методом исследования эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии. Вероятно, он окажется полезным и в рамках семейных консультаций, исследования малых групп, клинической психодиагностики и т.д.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Пантилеев C.Р. Методы измерения локуса контроля. / Общая психодиагностика. / под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. Москва, 1983 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КРАТКИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

 

Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ). Тесты IQсвидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQиндивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в “критические точки интеллекта”. Тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе. В тесты интеллекта закладывается модель способности к обучению П.Вернона (рис.1), либо близкие к ней модели, либо эти модели закладываются явно или неявно в интерпретацию результатов тестов. Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые “выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельность”. Обучаемость - это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода. У обучающего нет возможности перестраивать учебную программу в соответствии с особенностями каждого обучаемого. Следовательно, возникает проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

 

       
   

 

основные групповые     вербально-образовательный                          практический

факторы

 

второстепенные        вербальный   числовой          ?  технической     простр-   -   ручных

факторы                                                                             осведом-       ранст-         навыков

                                                                                            ленности       венный

 

 
 

 

 

 

специфические факторы

 

Рис. 1. Иерархическая модель структуры способностей.

 

КОТ является адаптацией известного теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей (рис.2). Исходной посылкой при анализе структуры теста было приведенное выше определение обучаемости. В результате адаптации теста Вандерлика было именно около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей (рис.2).

 

 

 

                                                                             обобщение и анализ материала

                                  индивидуально-                 построение оптимальной стратегии

                                  психологические                инертность мышления, переключаемость

 

              

       особенности

       личности                                                   

 

 
 

 

                                                                                        эмоциональные компоненты мышления

общие                                    индивидуально-                 скорость мыслительных процессов

способности                         физиологические               распределение и концентрация внимания

 

       
   

 

 

 

      познавательные

      возможности                                       

 

 
 

 

                                                                               вербальные способности, числовые

                                  вербально-                                                                  способности

                                  образовательные                 осведомленность

                                                                                пространственные операции

 

Рис. 2. Структура общих способностей, заложенная в КОТ.

 

Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя “общие способности” и предусматривает диагностику следующих “критических точек” (А.Анастази) интеллекта:

Способность обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (например, 11), то можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.

Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельность на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции.

Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, тендирующих к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.). Такие испытуемые начинаю улыбаться, обращаясь к экспериментатору. В тесте “уровень притязаний” эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.

Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания 8, 13). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двумерном пространстве.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Гильяшева И.Н. Практическое использование адаптированного теста интеллекта в клинике нервно-психических заболеваний. Методические рекомендации. Л., 1987.

Степанова Е.И. и др. Характеристика интеллекта в зависимости от образования испытуемых // Возрастная психология взрослых: тезисы докладов научной конференции. Вып. 4. Л., 1971. С.3-10.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КЛЮЧИ  К   MMPI

 

              Шкальные значения (суммарный балл) подсчитываются следующим образом: либо с применением специального ключа - трафарета, накладываемого на бланк ответов, либо прямым подсчетом баллов по цифровым ключам.

          

           При трафаретном подсчете попадающий в окошко ответ учитывается как 1 балл.

 

           При прямом подсчете совпадающие по знаку с ключом пункты оцениваются в 1 балл, несовпадающие с ключом - 0 баллов. При этом знаки ответов на конкретные вопросы соответствуют «+» при ответе «верно» и «-»  при ответе «неверно».

          Например: при подсчете значений шкалы L, пункт N90 даст прибавку в 1 балл при ответе «неверно» или 0-баллов при ответе «верно», так как данный пункт имеет ключ «-».

 

         Подсчитанные суммарные баллы по каждой шкале отмечаются на профильном листе в столбце соответствующей шкалы, с учетом прибавки к значениям некоторых шкал определенных долей шкалы «К» (коррекции).

 

         Отмеченные на профильном листе итоговые значения шкал соединяются прямыми линиями для получения визуального профиля значений опросника MMPI.

 

Шкала  L

50-  58-  65-  90-  120-  150-  163-  180-  210-  231-  240-  270-  300-  330-  360-

 

Шкала  F

12+  24-  25+  26+  27+  28+  54+  55+  56+  57-  58-  72+  83+  84-  85+  86+  87-  102+ 105+  113+  115+  116+  117+  132+  143+  145+  146+  147+  173+  175+  176-  177+  203+  205-  206+  207+  233-  235-  236+  237+  261-  263-  265+  266+  267+  293-  294+  295+  296-  297+  323-  324+  325+  326+ 327+  334+   354+  355+  356+  357+  364-

 

Шкала  К

8-  13-  38-  43-  73-  94-  98-  103-  124-  128-  133-  154-  158-  163-  188-  193-  217-  218- 223-  253-  277-  280-  282-  283-  310+  312-  313-  340+  342-  372-

 

Шкала  1

15+  16-  17+  45+  46+  47-  75-  77+  105+  107+  131-  135+  137+  165+  167-  195-  197+  225+  254-  255+  284-  285+  286+  308+  314+  315+  316+  344+ 345+  346+  374-  375+  376+

 

Шкала  2

9+  18-  19+  20-  41-  43-  48+  49+  50-  75-  78-  79+  98+  105+  108+  109+  124-  131-  137-  138-  139+  161-  163-  165+  167-  168+  169+  193-  198-  199-  223-  225+  227-  228+229+  244-  253+  254-  257+  258+  259+  277-  284-  287-  288-  289-  315+  317-  318-  319-337+  338-  347-  348-  349-  367+  368-  370-  377-

 

Шкала  3

8-  11-  14+  15+  16-  38-  41-  43-  44-  45+  46+  71-  73-  74-  75-  76+  101-  103-  104-  105+  106+  124-  133-  134+  135+  136+  155-  163-  164-  165+  166+  184-  187-  194+  195-  196-  214-  218-  224-  225+  226-  248-   254-  255+  256-  278-  280-  284-  285+  314+  315+ 337+  343-  344+  345+  370-  373+  374-  375+

 

Шкала  4

8-  10-  11-  12+  38-  40+  41-  42+  64+  68-  70+  71-  72+  94-  100+  101-  102+  130-  131-  132+  160-  161-  162+  187-  190+  191+  192+  217-  220-  221+  222+  247+  250+  251+ 252+  277-  280-  281+  307-  310-  311+  337+  340-  341+  367+  369+  370-  371+

 

Шкала  5Ж

1+  2-  3+  4-  5+  31-  32+  33-  34-  35-  61-  62+  63-  64+  65-  91-  92-  93-  94+  121-  122+  123-  124-  151+  152+  153- 154+  181+  182-  183-  184-  211-  212-  213+  214-    242+  243+  244-   272-  273+  274+  301+  302+  303+  304-  331+  332+  333-  334+  361+  362+  363-  364-

 

Шкала  5М

1+  2-  3+  4-  5+  31-  32+  33-  34-  35-  61-  62+  63-  64+  65-  91-  92-  93-  94+  121-  122+  123-  124-  151+  152+  153-  154+  181+  182-  183-   211-  212-  213+   241-  242+  243+  244-  271-  272-  273+  274+  301+  302+  303+  304-  331+  332+  333-  334+  361+  362+  363-  364-

 

Шкала  6

5+  12+  28+  34-  42+  51+  88+  106+  113+  114+  118-  143+  144+  148-  162+  171+  178+  188-  196-  203+  208+  218-  222+  226-  231+  238-  252+  259+  262+  267+  268-  291+   297+  298-  308+  327+  339+  357+  370-  371+

 

Шкала  7

19+  21+  39+  41-  49+  51+  69+  76+  79+  80+  81+  99+  106+  109+  110+  111+  129+ 136+  140+  141+  154+  159+  170+  171+  189+  191+  195-  200-  201+  219+  221+  230+ 231+  251+  253+  258+  260+  261-  288-  290+  291+  315+  318-  320+  337+  348-  350+  367+

 

Шкала  8

12+  21+  22+  23+  24-  41-  42+  51+  52+  53+  54+  79+  81+  82+  83+  84-  106+  109+ 111+  112+  113+  114+  136+  139+  141+  142+  143+  144+  166+  169+  171+  172+  173+  174+  197+  199+  201+  202+  203+  204+  229+  231+  232+  233-  234+  247+  249-  258+  262+   263-  264+  274+  279+  281+  283-  292-  293-  304+  308+  309+  311+  321+  322-  323-  337+  341+  345+  348-  350+  351+  352+  353+  371+  375+

 

Шкала  9

8-  20+  21+  29+  30-  35-  38-  51+  59+  60+  71-  89-  90-  94+  106+  108+  119+  120-  149+  174+  179+  196+  204+  209+  217-  222+  234+  239+  249-  256+  262+  264+  269+ 276+  281+  289+  298+  299+  313-  319+  328+  339+  349+  353+  358-  359+

 

 

Шкала  0

4-  6+  7+  8+  9+  34+  36-   38+  39+  66-  67-   69+  95+  96-  97+  98+  99+  125-126+  127+  128+  129+  155+  156-  157-  158+  159+  185-  186-  187+  189-  215- 216-  217+  218+  219+  243+  245+  246-  247-  248+   273-  275-  276-  277-  278+  279+  303-  305+  306-  307+  308+  309+  333-  335-  336-  337+  338+  339-  363-  365+  366+  367+ 

 

 

КЛЮЧИ К 16 ЛФ

 

          Подсчет суммарных баллов осуществляется аналогично опроснику MMPI, за исключением того, что за ответ, совпадающий с ключом, приписывается 2 балла, за промежуточный ответ1 балл, за несовпадающий с ключом ответ – 0 баллов.

           Внимание! При подсчете баллов по шкале «В» за ответ, совпадающий с ключом, приписывается  1 балл.

          

 

Шкала 1 (А). 3а, 26с, 27с, 51с, 52а, 76с, 101а, 126с, 151с, 176а.

Шкала2 (В). 28b, 53b, 54b, 77c, 78b, 102c, 103b, 127c, 128a, 152a, 153c, 177a, 178a.

Шкала3 (С).4a, 5c, 29c, 30a, 55a, 79c, 80c, 104c, 105a, 129c, 130a, 154c, 179a.

Шкала4 (E).6c, 7a, 31c, 32c, 56a, 57c, 81c, 106c, 131c, 155a, 156a, 180a, 181c.

Шкала5 (F).8c, 33a, 58a, 82c, 83a, 107c, 108c, 132a, 133a, 157c, 158c, 182a, 183a.

Шкала6 (G).9c, 34c, 59c, 84c, 109a, 134a, 159c, 160a, 184a, 185a.

Шкала7 (H).10a, 35c, 36a, 60c, 61c, 85c, 86c, 110a, 111a, 135a, 136a, 161c, 186a.

Шкала8 (I).11c, 12a, 37a, 62c, 87c, 112a, 137c, 138a, 162a, 163a.

Шкала9 (L).13c, 38a, 63c, 64c, 88a, 89c, 113a, 114c, 139c, 164a.

Шкала10 (M).14c, 15c, 39a, 40a, 65c, 90a, 91a, 115c, 116a, 140a, 141c, 165c, 166c.

Шкала 11 (N).16с, 17а, 41с, 42а 66с, 67с, 92с, 117с, 142а, 167с.

Шкала12 (O).18a, 19c, 43a, 44c, 68c, 69a, 93c, 94a, 118a, 119c, 143a,144c, 168c.

Шкала13 (Q1).20a, 21c, 45c, 46c, 70a, 95c, 120a, 145c, 169c, 170c.

Шкала14 (Q2).22c, 47c, 71a, 72a, 96c, 97c, 121a, 122c, 146a, 171a.

Шкала15 (Q3).23c, 24c, 48a, 73a, 98a, 123c, 147c, 148a, 172c, 173a.

Шкала16 (Q4).25c, 49a, 50a, 74a, 75c, 99a, 100c, 124a, 125c, 149a, 150a, 174a, 175a.

Шкала О*.  1, 2, 187.

*- Пункты, не входящие ни в одну из шкал.

          

После подсчета суммарных баллов по шкалам, полученные значения необходимо преобразовать в стандартную десятибальную шкалу стенов. Для этого, внутри таблицы тестовых норм необходимо отыскать подсчитанное значение суммарного балла по каждой шкале и определить соответствующее ему значение стена, указанное в верхней строке таблицы.

           После этого строится профиль результатов в десятибальной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые нормы к тесту-опроснику 16 ЛФ.

Перевод “сырого” балла в стены.

 

   Стены

 

№ шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

А    -  1

В    -  2

С    -  3

Е    -  4

F    -  5

G   -  6

H   -  7

 I    -  8

L    -  9

M  - 10

N   - 11

O   - 12

Q1  - 13

Q2  - 14

Q3  - 15

Q4  - 16

 

 0-5

0-3

0-6

0-5

0-3

0-4

0-2

0-4

0-5

0-6

0-2

0-4

0-5

0-3

0-3

0-5

 

6

4

7

6-7

4-5

5-6

3-4

5

6

7-8

3-4

5-6

6-7

4-5

4-5

6-7

 

7

5

8-9

8-9

6-7

7

5-6

6-7

7

9-10

5

7

8

6

6

8-9

 

8-9

6-7

10-11

10-11

8-10

8-9

7-9

8-9

8-9

11

6-7

8-9

9-10

7-8

7-8

10-12

 

10

8

12-13

12-14

11-13

10-11

10-12

10-11

10

12-13

8

10-13

11-12

9-10

9-10

13-15

 

11-12

9

14-16

15-16

14-15

12-13

13-15

12-13

11-12

14-15

9-10

14-15

13-14

11-12

11-12

16-18

 

13-14

10

17-18

17-18

16-17

14-15

16-18

14-15

13-14

16-17

11

16-17

15-16

13-14

13

19-20

 

15

10

19-20

19-20

18-19

16

19

16

15

18

12-13

18-19

17

15

14

21-22

 

16-17

11

21

21-22

21-22

17-18

20-21

17-18

15

19

14-15

20-21

18

16-17

15-16

23-24

 

18-20

12-13

22-26

23-26

23-26

19-20

22-26

19-20

17-20

20-26

16-20

22-26

19-20

18-20

17-20

25-26

 

 

                                      КЛЮЧИ  К ОПРОСНИКУ МИС

 

           При подсчете шкальных значений совпадение с ключом дает 1-балл, несовпадение - 0-баллов.

 

              Шкала

              согласен

           не согласен

1. Открытость

 1, 3, 9, 48, 53, 56, 65

       21, 62, 86, 98

2. Самоуверенность

 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61,   73, 82

       20, 80, 103

3. Саморуководство

43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110

      109

4. Отраженное

    самоотношение

 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102

       13, 18, 34, 85

5. Самоценность

 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100

       15, 26, 31, 46, 83

6. Самопринятие

 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97

 

7. Самопривязанность

 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104

       96, 107

8. Âíóòðåííÿÿ  

    конфликтность

 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99

 

9. Самообвинение

 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92

 

 

                      


ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА СЫРЫХ ЗНАЧЕНИЙ В СТЕНЫ

 

 

 

С

 

Т

 

Е

 

Н

 

 

 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1

    0

    0

    1

  2-3

   4-5

   6-7

    8

    9

   10

    11

    2

   0-1 

    2

   3-4

  5-6

   7-9

    10

 11-12

   13

   13

    14

    3

   0-1

    2

    3

  4-5

     6

     7

    8

  9-10

   11

    12

    4

    0

    1

    2

  3-4

     5

   6-7

    8

    9

   10

    11

    5

   0-1

    2

    3

  4-5

    6-7

     8

  9-10

   11

   12

 13-14

    6

   0-1

    2

   3-4

    5

    6-7

     8

    9

   10

   11

    12

    7

    0

    1

    2

    3

    4-5

     8

   7-8

     9

   10

    11

    8

    0

    0

   1-2

   3-4

    5-7

   8-10

 11-12

    13

   14

    15

    9

    0

    1

    2

   3-4

     5

   6-7

     8

     9

    10

    10

                                         

 

       Для перевода сырого балла шкал МИС в стандартное значение (стен), найдите в первом столбце, строке нужную шкалу и двигайтесь по строке, до столбца с интервалом значений, в который попадает подсчитанный вами сырой балл. В первой строке найденного столбца указан соответствующий стен.

Например, если сырой балл по шкале 6 (самопринятие) равен 7, мы в строке 6 находим интервал  6-7 и в первой строке данного столбца указано значение стена - 5.

 

 

Подсчет результатов,

определение психологического портрета и

типа темперамента  по опроснику

КЕЙРСИ

 

Подсчет результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту aили b) во всех вертикальных столбцах Регистрационного листа (бланка).

Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту а и по варианту b. Для первого столбца (шкала Е-I) обработка на этом заканчивается, а вот данные столбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно складываются, и сумма записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал. Таким образом, вы получите четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обведите ту букву (Eили I, Sили N, Tили F, Jили P), которой соответствует большее число из пары. Если числа равные (для шкалы E- Iэто 5-5, для всех остальных 10-10), обводите правую букву.

В результате вы получили четыре объединенные буквы. Они обозначают психологический портрет испытуемого. Это могут быть комбинации:

ESFP  ESFJ   ENFJ    ENTJ

ISFP   ISFJ    INFJ     INTJ

ESTP  ESFJ   ENFP   ENTP

ISTP   ISTJ    INFP    INTP 

Теперь определим яркость выраженность типа или просто «яркость». Яркость обозначается добавлением к одной из четырех букв символаb(от англ. Brightness). Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b)и т.д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (E-I)от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимаем число пять. Результат умножаем на 2: E-I(b)=(max-5)x2, где max- большее число из пары записанных внизу регистрационного листа. В нашем случае это выглядит следующим образом:  E-I(b)=(6-5)x2=2. То есть E(b)=2. Полученная яркость записывается на бланке ниже «вашей» обведенной буквы.

Для остальных шкал порядок вычисления яркости еще более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимаем 10. В нашем случае по шкале T-F  имеем T-F(b)=18-10=8. Итак, T(b)=8.

Арифметическая сумма яркостей по всем четырем шкалам представляет собой суммарную яркость выраженности вашего типа, обозначаемую буквой «сигма». В нашем примере å(b)=2+0+8+6=16.

Подобная характеристика позволяет разделить людей на «ярких» (20<å(b)<40) и «неярких» (0<å(b)<20). Для первых характерна высокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической группы во времени - лишь 8% из числа «ярких» изменяют свой тип через 10 месяцев. Степень соответствия портрета особенностям личности «неярких» представителей может быть несколько меньше, чем «ярких».

Надеемся, что, выполнив все требования инструкции, вы без труда получили четыре  буквы и пять цифр, описывающие тип темперамента испытуемого и соответствующих психологический портрет.

 

 

КЛЮЧИ К  ШКАЛАМ  УСК

 

            Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах “+” со своим знаком и ответы на пункты в столбцах “-” с обратным знаком.

 

1. Шкала Ио

+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.

-: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.

2. Шкала Ид

+: 12, 15, 27, 32, 36, 37.

-: 1, 5, 6, 14, 26, 43.

3. Шкала Ин

+: 2, 4, 20, 31, 42, 44.

-: 7, 24, 33, 38, 40, 41.

4. Шкала Ис

+: 2, 16, 20, 32, 37.

-: 7, 14, 26, 28, 41.

5. Шкала Ип

+: 19, 22, 25, 31, 42.

-: 1, 9, 10, 24, 30.

6. Шкала Им

+: 4, 27.

-: 6, 38.

7. Шкала Из

+: 13, 34.

-: 3, 23.

 

                                     ПЕРЕВОД  СЫРЫХ БАЛЛОВ В СТЕНЫ

 

Шкалы

 

Стены

      Ио

от      до

      Ид

от      до

      Ин

от      до

      Ис

от      до

      Ип

от      до

    Им

от      до

     Из

от      до

       1

-132   -14

-36    -11

-36     -8

-30     -12

-30     -5

-12      -7

-12      -6

       2

-13     -3

-10    -7

-7       -4

-11      -8

-4       -1

-6        -5

-5        -4

       3

-2        9

-6      -3

-3        0

-7       -5

 0         3

-4        -3

-3        -2

       4

10        21

-2       1

1          4

-4       -1

 4         7

-2        -1

-1         0

       5

22        32

 2       5 

5          7

0          3

 8         11

0            1

 1          2

       6

33        44

 6       9

8          11

4          6

12        15

2            4

 3          4

       7

45        56

10       14

12         15

7          10

16         19

5            6

 5          6

       8

57        68

15       18

16         19

11         13

20         23

7            8

 7          8

       9

69        79

19       22

20         23

14         17

24         27

9           10

 9          10

      10

80       132

23       36

24         36 

18         30

28         30

11         12

11         12

 

Для перевода сырого бала шкал опросника УСК в стандартное значение (стен), найдите в верхней строке нужную шкалу и двигайтесь по столбцу вниз, до строки с интервалом значений, в который попадает подсчитанный вами сырой балл. В крайнем левом столбце найденной строки указан соответствующий стен. Например, если сырой балл по шкале Ис равен 8, мы в столбце Ис находим интервал 7-10 и в левом столбце данной строки указано значение стена - 7.

 

 

КЛЮЧИ К КОТ

 

Правильный ответ

 

Правильный ответ

 

Правильный ответ

1

3

 

20

Н

 

39

20

2

3

 

21

3 и 5

 

40

1/8

3

2 или 4

 

22

31

 

41

3

4

ДА

 

23

2

 

42

14

5

4

 

24

1

 

43

1

6

2

 

25

15 м

 

44

800

7

4

 

26

1

 

45

1/10

8

1

 

27

1

 

46

280

9

5

 

28

1

 

47

4 и 5

10

40

 

29

2-13

 

48

1

11

3

 

30

3

 

49

3

12

270

 

31

1600

 

50

17

13

4

 

32

1, 2, 4

 

 

 

14

3

 

33

18

 

 

 

15

0,31

 

34

3

 

 

 

16

НИ

 

35

1

 

 

 

17

4

 

36

1

 

 

 

18

4

 

37

0,48 за дюжину

 

 

 

19

3

 

38

1

 

 

 

 

 

 

Медианные нормы теста

Группа стандартизации, чел.

Медианная

Стандартное

 

норма

отклонение

Начальники отделов, лабораторий (10)

27

6,9

Служащие министерств и ведомств (23)

25

5,2

Студенты МГУ, муж. (10)

29

8,1

Студенты МГУ, жен. (10)

27

8,8

Студенты (специализация электронное

 

 

оборудование и программирование) (60)

24

4,3

Инженеры электросвязи (140)

21

4,6

Школьники (6 кл.) (60)

15

6,8

- ìàëü÷èêè

16

9,1

- äåâî÷êè

14

4,4

 

 

 

ВНИМАНИЕ!

Объявляется набор группы на курсы повышения квалификации по теме

"ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. ЭФФЕКТИВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"

20 апреля 2017 года

г. Якутск

16 ак/ч

Ведущий – Аргунова Лия Иннокентьевна,практикующий психолог ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи», отличник молодежной политики РС (Я)

Цель курса- самоопределение и построение жизненных планов на будущее. 

В программе:

  •  Вы сможете лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, найти причину возможных неудач и устранить их.
  • Тренинг действительно раскрывает потенциал личности: то есть вы можете вдруг обнаружить, что способны на большее, чем предполагали ранее. Появляются силы и возможности для осуществления самых смелых планов, достижения целей.
  • Вы начнете по-другому смотреть на одни и те же ситуации, а значит, будете способны прожить их по-новому. Меняете мышление – меняется ваша жизнь.
  • Тренинг дает колоссальный заряд энергии, силы для преобразования вашей жизни, который невозможно получить, читая книги или просматривая фильмы. Ведь на тренинге вы применяете все знания на практике. Кроме того, здесь работает так называемый «эффект группы», когда вас поддерживают другие люди, имеющие похожие проблемы и трудности. Именно поэтому ваш рост и развитие не останавливается после прохождения тренинга, а, по сути, только начинается.

К участию приглашаются все желающие. По окончании курса слушателям выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации

Подробнеео курсах Вы можете узнать у нас на сайте - psycentr-ykt.ru, по телефону - 8(4112)32-03-37 или электронному адресу - mao-centr@yandex.ru (методико-аналитический отдел).

Мы ждем Вас!